История дизайна печатной рекламы

Экскурс в историю печатной рекламы прошлого века

Такие явления, как афиша, плакат, торговая марка, рекламная акция восходят еще к античности, но о рекламном дизайне в современном значении этого слова можно говорить лишь с появлением первой печатной рекламы. Принято считать, что первый в истории рекламный плакат напечатал книготорговец Батдольд в 1482 г. для рекламы нового издания «Геометрии» Эвклида. С тех пор, конечно, многое изменилось, но мы взглянем на печатную рекламу прошлого ХХ века, выделив самые значимые вехи ее развития.
 

В 20-е годы прошлого века такой вехой стал советский конструктивизм, катализатором которого стало возрождение торговой рекламы вследствие перехода в 1922 г. к Новой экономической политике (НЭП). Главной звездой того времени стал тандем поэта Владимира Маяковского и художника-оформителя Александра Родченко. Свои «рекламные агитки» они подписывали «Реклам-конструкторы Маяковский — Родченко». В плакатах Родченко использовал технику фотомонтажа и особый, узнаваемый шрифт, а благодаря продуманному композиционному взаимодействию графических элементов — линеек, текстовых блоков и объёмных рисунков, усиливался визуальный эффект. Неожиданные ракурсы, динамика, выраженная через сдвинутые оси, наклонные вертикали и горизонтали, использование простых ярких цветов без полутонов в сочетании с хорошо читаемыми стихами Маяковского были удостоены серебряной медали на Международной художественно-промышленной выставке в Париже в 1925 году.

Как ни странно, но представителей от США на выставке не было. Дело в том, что профессиональный дизайн печатной рекламы там только-только зарождался, а экономический кризис 1929 г. послужил толчком для развития промышленной рекламы.
50-е годы ХХ века стали «золотым десятилетием» для американского графического дизайна и рекламы. Стиль печатной рекламы того времени был реалистичным, динамичным, красочным, понятным широкому кругу потребителей, а главное, был утрированно жизнерадостным и оптимистичным. Из простых художников-оформителей дизайнеры превратились в «творцов визуального продукта». Реклама становится креативной, в ней появляется интрига, загадка, элементы игры. Яркий пример такой работы реклама мебели от «Кнолл» Герберта Меттера, который представил рекламные плакаты, где на первом изображался предмет, обернутый бумагой, а на втором выяснялось, что это привлекательная девушка, сидящая в модном кресле.

  

В 60-е годы в массовом сознании окончательно утверждается культ молодости, а в искусстве это время перехода от модернизма к постмодерну. И главным направлением становится поп-арт, именно его нарочито китчевая манера превалирует в дизайне рекламы того времени. Основные приемы этого стиля: яркие «кислотные» цвета, техника коллажа и комиксов, использование образов звезд политики, кино и шоу-бизнесса. Пожалуй, самым известным представителем данного направления является Энди Уорхол.

  


Можно сказать, что стиль поп-арта стал классическим, ведь его приемы широко используются в дизайне печатной рекламы и в наши дни.
В 70-е годы появляется большое количество фоторекламы. Фотографии, как правило, имеют характер фоторепортажа, фиксируют «реальные» случайные мгновения жизни.

    


Однако, если говорить о творческом подходе к печатной рекламе, то нужно обратить внимание на графический дизайн японского плакатиста Таданори Йоко (Tadanori Yokoo). Он работал в стилистике поп-арта, однако, наполнял ее пессимистическими и эзотерическими настроениями.

    


В 80-90-е годы происходит компьютеризация типографского искусства. Компьютер многократно увеличил скорость работы и расширил возможности дизайнера рекламы, открыв безграничный простор для творчества. Но и сегодня прогресс неумолим, печатная реклама продолжает совершенствоваться, однако многие дизайнеры рекламы продолжают черпать вдохновение в ярких работах мастеров ХХ века.